15 янв. 2011 г.

Три принципа поддержания здоровья в китайской медицине


Существует такое высказывание: «Западный человек начинает лечиться за три дня до смерти, Восточный – за три года до возникновения болезни». 

С чем это связано?   В Восточной медицине человек воспринимается  ни как отдельный субъект  с измененным болезнью физическим телом, а как часть природы – микрокосм.  И если считать  здоровье  –  состояние   отсутствия болезни, то  необходимо понять что такое болезнь в понимании восточного человека. В Китае считается, что ощущение дискомфорта, ненормальное состояние и есть болезнь.

Лечение в китайской медицине основано  на выявлении необычных ощущений и симптомов на доклиническом этапе, что не совсем совпадает с тем, что в западной медицине называется болезнью. Отсутствие болезни (конечно, так, как этой понимается китайской медициной) является лишь одним из проявлений здоровья. Древние считали, что «сто болезней внутри и снаружи сами собой не возникнут». Это и есть основной подход к отсутствию болезни.


Что же под этим  понимается?  В современном словаре «Цы хай» говорится, что здоровьем считается только такое состояние, когда «все системы органов организма развиваются хорошо, функции нормальны, телосложение крепкое, человек преисполнен энергии, обладает хорошей работоспособностью».  То есть необходимо стремиться к состоянию гармоничного здоровья тела и души.

Каковы же основные принципы поддержания здоровья в китайской медицине? 

При обобщении их всего три:

1.       Сбережение - не относиться пренебрежительно к расходованию душевной Ци и крови, во всем проявлять сдержанность и сбережение. 

2.       Воздержание (запреты) - неправильные жизненные привычки могут влиять на здоровье, и наоборот -  путем соблюдения закономерностей поддержания «правильной» жизни можно укрепить здоровье.

3.       Принуждение («насильно») – нельзя в  повседневной жизни  применять  вредные для здоровья действия, которые выполняются насилу, с трудом.

Итак,

СБЕРЕЖЕНИЕ.
Наиболее строгими являются требования сбережения квинтэссенции Цзин и крови. Китайская медицина считает очень важными у мужчин квинтэссенцию Цзин (сперму), а у женщин кровь. Для сохранения здоровья следует избегать любой чрезмерной их потери. 

Кроме того, конкретная роль жидкостей тела в питании и увлажнении организма также очень велика. Следует избегать всякой их утраты (например, сплевывание слюны, рвота, понос), обжигания (например, высокий жар, сильный пот). Пот — жидкость сердца. Пот и кровь имеют общий источник. Сильный пот вызывает потерю большого количества жидкостей организма и влечет за собой его повреждение.
Основной мыслью этого принципа  является «сбережение души, сохранение Ци» и «укрепление тела».

ВОЗДЕРЖАНИЕ.
Этот принцип направляет нас на соблюдение постоянства или проще говоря размеренность жизни – соблюдение режима дня.  Время работы и отдыха у китайцев традиционно: солнце встало — работать, солнце село — отдыхать, рано вставать и рано ложиться, питаться три раза в день. 

В книге «Ян шэн сань яо» (Три требования для вскармливания жизни) говорится: «Все весельчаки непрерывно пируют целую ночь, называя это „коротать ночь“. Труженики весь день работают, ночью же спокойно отдыхают. Это и есть высшее наслаждение. А как же с „коротанием“ времени?»
То есть, соблюдая размеренность и умеренность режима работы и отдыха, сна и бодрствования, мы продлеваем себе жизнь и сохраняем здоровье. 

ПРИНУЖДЕНИЕ.
В древности говорили: «Не надо насильно есть, не надо насильно пить спиртное, не надо насильно поднимать тяжести», «когда без голода насильно едят, утомляется селезенка; когда без жажды насильно пьют, возникает вздутие в желудке», что может вызвать рвоту, вздутие живота и другие болезни. 

Когда чрезмерно пьют спиртное, повреждается печень, происходит беспорядочный ток Ци и крови, затуманивается рассудок. Когда через силу поднимают тяжести  можно не только повредить сухожилия и кости, а также кровеносные сосуды внутри тела, вызвать кровохарканье - «Когда прилагают силу и не поддается, но поднимают насильно, — это повреждает».

Есть и другое выражение: «Когда способностей недостаточно и думают насильно, — это повреждает». То есть, когда способностей недостаточно, чтобы справиться со взятой на себя работой, днем и ночью ломают себе голову, что не только делу не поможет, а наоборот, повредит сердце и душу. Поэтому в древности говорили: «Путь сохранения здоровья — не надо насильно, когда не можешь. Слово „насильно“ поистине является корнем разрушения жизни и сокращения долголетия».

Основываясь на традиционных китайских понятиях поддержания здоровья, можно сказать, что любые действия в повседневной жизни (начиная с движений тела до мыслей и чувств) требуют умеренности, не следует прибегать к крайностям.

Подведем итог  словами  автора  книги «Сань юань янь шоу шу» (Книга продления жизни по трем началам, 1291 г.) Ли Пэнфэй. По его мнению,  долголетие человека зависит от трех факторов: небесного начала, земного начала и человеческого начала. Он считал, что в каждом начале можно достичь 60 лет, в целом же срок жизни может быть 180 лет. Как же достигается долголетие трех начал? 

Ли Пэнфэй писал:
«Долголетие небесного начала — тот, кто не расходует квинтэссенцию Цзин, достигает его;
долголетие земного начала — тот, кто в повседневной жизни имеет постоянства, достигает его;
долголетие человеческого начала — тот, кто в еде и питье знает меру, достигает его».

Смирнова Ирина

Комментариев нет:

Отправить комментарий